Гиперактивные дошколята

Гиперактивные дошколята
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы.

В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Дошкольник не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку и пр.

Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высокими уровнем адреналина в крови. Для гиперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА:
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1.Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
•проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
•помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не является умышленными;
•контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
•не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
•стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
•избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
•реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте одного и т.д.);
•повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
•не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
•выслушайте то, что хочет сказать ребенок;
•для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2.Изменение психологического микроклимата в семье:
•уделяйте ребенку достаточно внимания;
•проводите досуг всей семьей;
•не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3.Организация режима дня и места для занятий:
•установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
•снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
•оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
•избегайте по возможности больших скоплений людей;
•помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и настроения ;
•организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с похожими проблемами.

4.Специальная поведенческая программа:
•придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение. Можно использовать систему баллов или знаков, завести дневник самоконтроля;
•не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определенном месте после совершения поступка;
•чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
•составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
•воспитывайте в малыше навыки управления гневом и агрессией;
•не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
•постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
•не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
•не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
•помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
•не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
•объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Замечено, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипереактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
•лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
•запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
•прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
•чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
•холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;
•внеочередное дежурство по кухне и т.д.

В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. Поэтому, прежде чем отдавать ребенка на занятия в группы подготовки к школе, рекомендуется обратиться к психологу для коррекции поведения дошкольника.

Рекомендуемая литература:
•Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.,1973.
•Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.М.,2003.
•Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М.,1997.
•Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д.,2003.

Психолог Школы Артема Анатольевича Гибадуллина Елена Александровна.