На уроках математики

На уроках математики
В нашей Школе на уроках математики мы занимаемся по программе Колесниковой Е.В.“ Математические ступеньки “ и по пособиям Н.А. Зайцева «Первая тысяча».

Наши дошколята познают математику, работая с настольными играми Б.П.Никитина, учатся моделировать сюжеты с помощью игр «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», конструкторов на липучках.

Цикл «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В. делится на 4 этапа обучения и представлен следующими пособиями:

1.Математика для дошкольников 3-4 лет.
2.Я начинаю считать(тетрадь для выполнения заданий ребенком).
3.Математика для дошкольников 4-5 лет.
4.Я считаю до 5(тетрадь).
5.Математика для дошкольников 5-6 лет.
6.Я считаю до 10(тетрадь).
7.Математика для дошкольников 6-7 лет.
8.Я считаю до 20(тетрадь).
9.Геометрические фигуры. Альбом упражнений для детей 5-7 лет.
10.Цвет и форма. Моделирование из геометрических фигур.

Основное назначение цикла “ Математические ступеньки “:
- развивать математические представления в каждой возрастной группе в игровой форме;
- предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений ( с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами ), позволяющих усвоить программу;
- подготовить детей к школе, способствуя:

а) формированию запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
б) овладению мыслительными операциями ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация );
в) формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
г) развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
д) формированию умения планировать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
е) овладению навыками речевого общения;
ж) развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

В данном цикле реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.

Задания группируются по следующим разделам:
1.Количество и счет.
2.Геометрические фигуры.
3.Величина.
4.Ориентировка во времени.
5.Ориентировка в пространстве.
6.Логические задачи.

Дети отгадывают загадки математического содержания, учат стихотворения о цифрах, упражняются в их написании по точкам, заштриховке контурных изображений.

Много заданий на соотнесение цифры с количеством предметов, чтобы сформировать представление о взаимосвязи числа и цифры. Дети знакомятся с порядковым счетом через знакомые сказки и литературные произведения, что делает процесс обучения увлекательным.

Есть задания на формирование у детей понятий о независимости числа от величины, пространственного расположения предметов.
Задания на сравнение двух множеств будут усваиваться детьми в игровой форме (хватит ли белочкам орешков, а куклам конфет?)

При дальнейшем знакомстве с геометрическими фигурами дети научатся:
•находить заданную фигуру среди множества фигур;
•видеть в предметах знакомые геометрические фигуры;
•выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций;
•продолжать ряды из геометрических фигур (алгоритмы).

В разделе “Величина” детям будет предложена система игровых упражнений на развитие глазомера и зрительно-двигательной координации, они закрепят умение правильно пользоваться словами «большой», «поменьше», «самый маленький»,»короткий», «короче»,
«самый короткий» и др.

При ознакомлении с частями суток дети смогут по картинкам устанавливать связи между действиями людей и частями суток.
Широко представлены логические задачи, при решении которых у ребенка развиваются внимание, память, мышление.
Каждое математическое задание, предложенное в книге, всегда связано с темой и целью занятия и предполагает включение ребенка в выполнение заданий практического характера в тетради.

На занятиях активно используется пособие Н.А. Зайцева «Первая тысяча»: математические кубики и числовая лента, по которой дошколята легко находят любое число от 0 до 99 через несколько занятий.

Длина ленты – несколько метров, располагается на стене в 170-175 см от пола, выглядит красочно, цифры в ней крупные, различимые с расстояния в несколько метров. Офтальмологи и физиологи говорят: улучшается зрение, выправляется осанка. Находить на ленте числа, «загадываемые» преподавателем, для ребят одно удовольствие: беги влево там меньше, беги вправо – там больше.

Дети получают большую радость, изучая большие числа.