Осторожно! Развивается мозг!

Осторожно! Развивается мозг!
О том, как велика роль родителей на дошкольном этапе воспитания в академических успехах их детей, очень точно говорит исследование, проведенное американскими учеными. Они наблюдали 5362 человека от рождения до 43 лет. Удалось показать, что дети, выросшие в обедненной домашней среде, о которых слабо заботились матери, отличались низкими достижениями в образовании, а мужчины – низким заработком. Они не достигали интеллектуального уровня, который прогнозировался, исходя из уровня развития родителей. Более того, у них чаще развивались болезни органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Те же, кто воспитывался окруженным любовью и заботой о развитии и дошкольном обучении, отличались успехами в образовании, относительно высоким годовым доходом. И, что немаловажно, получив от родителей эстафету заботы о развитии и образовании детей, они в большинстве случаев передавали ее своему потомству.

В коре головного мозга различают специализированные для выполнения различных функций области. Основные функции височной области коры – речь, внимание, память и эмоции. Правая и левая височные зоны неравнозначны. Височная кора левого полушария лучше воспринимает и анализирует звуки человеческой речи, а правого полушария – различные шумы и другие звуки окружающей среды. Музыкальные способности также связаны с деятельностью височной доли правого полушария.

Нарушения восприятия интонации речи, а также собственная монотонная речь возникают у детей при поражениях правого виска и правой лобной области. Иногда ребенок с трудом воспринимает эмоциональную сторону речи, и это приводит к затруднению общения с ребенком. Однако в связи с редкостью таких случаев окружающим ребенка людям это, как правило, не приходит в голову.

Поражения височных областей/b> могут также приводить к нарушениям памяти: зрительной – при поражениях правого и слуховой – при поражениях левого полушария. Нарушения памяти – довольно частый симптом, но он не обязательно связан с височными областями. Излишняя агрессивность (бесконечные драки, ссоры), подавленность или, напротив, избыточные положительные эмоции, то есть признаки плохой приспосабливаемости ребенка к обстановке, также могут быть следствием поражения височных областей, например, при асфиксии.

Признаки, по которым судят о дисфункции теменных и затылочных областей, как правило, общие. Это объясняется их анатомической близостью и совместной деятельностью нервных клеток, расположенных в этих зонах, при выполнении мозгом ребенка множества познавательных операций.

Теменные доли — область коры, куда приходят самые различные сигналы – словесные, зрительные и, что особенно важно, ощущения, благодаря которым мы знаем, как ориентировано наше тело в трехмерном пространстве и относительно окружающих нас объектов. Функция восприятия речи в левом темени объединена со зрительной, благодаря чему в ходе развития ребенка возникают и упрочиваются связи между тем, что ребенок читает, и между тем, что видит, формируется «смысловое поле слов». Эти процессы происходят в течение всего периода развития дошкольников.

Предлагаем вам простой тест на распознавание пальцев. Он поможет вам оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры мозга ребенка. Эти сведения помогут вам проводить наблюдения за поведением ребенка и за такими психическими функциями, как память, внимание, интеллект, что особенно важно, если есть основания для тревоги.

Сядьте за столик напротив ребенка. Попросите его протянуть вам одну руку. Закройте от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев протянутой руки ребенка. Попросите его вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.

Трехлетний ребенок правильно определяет большой палец.

Пятилетний ребенок различает большой палец и мизинец.

Шестилетний ребенок свободно различает большой палец, мизинец и указательный.

Различие среднего и безымянного пальцев представляет большую проблему и для шестилетнего ребенка.
Вам следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает лучше, чем на левой.
По данным зарубежных исследователей, неразличение ребенком детсадовского возраста пальцев — прогностический признак будущих трудностей у него с арифметикой и чтением.

Внимание! При проведении теста не нервничайте, не торопите ребенка, не дергайте его. При неудовлетворительных результатах не возмущайтесь, не упрекайте малыша. Если результаты очень плохи, обратитесь к специалисту.

По материалам книги М.Безруких, С.Ефимова, М.Князева «Как подготовить ребенка к школе».